Взгляд из дюзы
Люди
Книги
Фильмы
Музыка
Живопись
Сеть
Все кучей
Форум
© С.Бережной, 2001
EZHEnedelki

Сага о Чужой

© Сергей Бережной, 1998

 

`Чужой` в Интернет-магазине оЗонЧасть первая.
Чужой путешествует автостопом


 

С момента своего возникновения фантастический кинематограф был (за редчайшим исключением) "фантастическим" в полном смысле этого слова. Он страдал хроническим неправдоподобием. Даже если не принимать во внимание обычную примитивность характеров персонажей, надуманность ситуаций и искусственность в разрешении проблем. Невероятной в этих фильмах была каждая деталь: начиная от выхлопов двигателей космических кораблей и кончая предельно нефункциональной униформой экипажей боевых звездолетов. Апофеозом такой "фантастической" фантастики стали лукасовские "Звездные войны". "Чужой" Ридли Скотта эту традицию грубо поломал. Вместо одухотворенных непонятно какими идеями и руководствующихся неизвестно какими мотивами "прозрачных" людей будущего зритель увидел совершенно обычных работяг, которых беспокоит в первую очередь зарплата, карьера, семья... "Ностромо" тоже не был похож на гигантскую елочную игрушку. Это был космический грузовик, буднично перевозивший между звездами какую-то не особенно интересную руду. Героями фильма были "дальнобойщики", существа для любого американца привычные и понятные. И когда у этих ребят начались неприятности, зрителю эти неприятности тоже были близки и понятны.

По сути, Скотт снял производственный фильм. Реалистичность и будничность происходящего на экране подчеркиваются практически каждой деталью. Отступления от этого правила минимальны: это, пожалуй, излишне иллюминированный пульт управления "мамаши", и, может быть, черезмерно патетическая агония "Ностромо". Все остальное в этом фильме выглядит абсолютно достоверно.

Именно достоверность и является "главной новацией", которую Ридли Скотт привнес в космическую кинофантастику. Это не была скрупулезная "научность" "Одиссеи 2001 года". "Чужой" был адекватен не науке, а зрительскому восприятию. Это был первый фантастический фильм, которому зритель почти безоговорочно верил. И именно поэтому банальный сюжет о схватке с чудовищем приобрел глубину, многоплановость, психологичность. И, в конечном итоге, популярность и всеобщее признание (культовый характер фильма признается практически всеми киноавторитетами).

И даже главное испытание - испытание временем - "Чужой" выдержал: в отличие от подавляющего большинства современных ему фантастических фильмов, он совершенно не выглядит архаичным для зрителей конца 90-х годов.


`Чужие` в Интернет-магазине оЗонЧасть вторая.
Женщина, которая защищается


 

В отличие от своего предшественника, Кэмерон решил снять не триллер, а боевик. Зрелище. Он резко сменил масштаб. Чужой больше не один. Установка планетарного терраформирования наводнена монстрами. Их несколько сотен... Практически, столько же, сколько было колонистов на этой планете. Прием, в общем, известный и несложный - прямая экстраполяция ("Если сегодня паровоз ездит со скоростью десять миль в час, то представьте, с какой скоростью будут ездить паровозы через двести лет!"). Делая шаг в этом направлении, Кэмерон сознательно "выжигал" дальнейшее количественное развитие темы, за что мы должны сказать ему большое спасибо - в отличие от прочих сериалов, каждый фильм про Чужих привносит в историю нечто качественно новое. Но о следующих фильмах разговор еще впереди.

Выиграв количество, Кэмерон закономерно уступил качество - монстры потеряли индивидуальность. У Ридли Скотта Чужой был Голиафом, с которым герой должен был сразиться. Это был достойный противник именно для одного героя. Но против спецназа нужно выставлять не одиночку - и вот обезличенные и страшные более числом, нежели "чужестью" монстры взводами и ротами вываливаются навстречу "звездному десанту"...

А потом - потом Рипли остается одна, и ей снова нужен достойный противник. "Обычный" Чужой на роль Голиафа уже не годится - у зрителя устоялось впечатление, что один монстр - это не страшно (вон как их пачками укладывают). Поэтому с фатальной неизбежностью на сцене появляется Королева.

Рукопашный бой Рипли с Королевой - лучший эпизод фильма. Две женщины, две матери, две Королевы, сошедшиеся в смертельной схватке за свой род. Одна мстит за гибель потомства, другая пытается спасти ребенка. Именно глядя на этот бой, я впервые подумал: "черт побери, а эти Чужие чертовски похожи на нас..."


`Чужой 3` в Интернет-магазине оЗонЧасть третья.
Голгофа: дамы проходят первыми


 

Дэвид Финчер стал первым режиссером, которому оказалось под силу убить Эллен Рипли.

После феерических кэмероновских "Чужих" Финчер просто вынужден был снова изменить общую интонацию фильма. Ридли Скотт снял триллер. Кэмерон - боевик. Финчер снял драму.

В его фильме действие не так стремительно и "саспенс" не так шкурит нервные окончания. "Чужой3" гораздо спокойнее предыдущих фильмов - но и гораздо трагичнее. Рипли обречена. Она погибнет, растущий в ней зародыш Королевы не оставляет ей возможности спастись. Но она еще может попытаться спасти остальных...

Финчер отменил броский стиль Кэмерона и вернулся к предельно реалистической манере Ридли Скотта. Его "Чужой3" - это мистерия. Рипли попадает в ад. Ярость - заброшенная тюрьма, обиталище заблудших душ. Здесь уже стерлись различия между заключенным и охранником. Все они одинаково грешны, и все они братья перед лицом созданной ими новой религии. В аду нет табеля о рангах. А если кому-то захочется забыть, что он живет в аду, ему об этом быстро напомнят...

Прибытие Рипли возвещает начало Страшного Суда. Чужой рождается одновременно с преданием огню погубленного им ребенка, рождается не из человека, но собаки. Это еще не Антихрист, а лишь его миньон. Сам Враг должен родиться из тела Рипли, которая играет в этой мистерии роль Спасителя. И, повторяя подвиг Иисуса, она должна в конце пути принести себя в жертву...

Религиозные мотивы пронизывают весь фильм - Финчер иногда почти дословнно цитирует Евангелие, иногда парадоксально его перефразирует. Краткая связь Рипли и Клеменса напоминает зеркально преображенную историю отношений Иисуса и Марии Магдалины. То, как Бишоп-2 пытается уговорить Рипли не бросаться в расплавленное олово, почти слово в слово повторяет сцену искушения Христа. А последний прыжок Рипли - руки в стороны - точное повторение распятия...

Возможно, фильм получился слишком сложным. Зрители ожидали линейного продолжения кэмероновского боевика. Но Финчер решил, что он должен сменить направление.

В четвертом фильме то же самое сделает Жан Жене.

Лично я не считаю нужным сравнивать третьего "Чужого" с остальными. Впечатление он произвел на меня очень мощное, но впечаление это совершенно не похоже на те, что были у меня после первых фильмов...

 


 

Материал написан в октябре 1998 года. Впервые опубликован на сайте "ФэнтаЗиландия".
 
 

 

 

 


Сайт управляется системой uCoz