Хорошо ожившее старое
© Сергей Бережной, 2001
"Братство волка" ("Le pacte des loups", Франция, 2001)
Режиссер: Кристоф Ган (Christophe Gans)
Сценарий: Стефани Кабель (Stephane Cabel), Кристоф Ган (Christophe Gans)
В ролях: Самуэль ле Биен (Samuel Le Bihan), Марк Дакаскос (Mark Dacascos), Эмили Декуэнн (Emilie Dequenne), Винсент Кассель (Vincent Cassel), Моника Белуччи (Monica Bellucci).
Прежде всего следует отметить, что фильм этот французский (ценители европейского кино - ставьте жирную галочку), хотя на афишах оригинальным названием значится почему-то лживый английский перевод - "Brotherhood of the Wolf". Русское название "Братство волка" растет именно отсюда, хотя в оригинале фильм определенно назывался "Волчья стая". Но, как бы нас ни вводили в заблуждение (и как бы охотно мы в него не вводились), "европейскость" фильма видна в каждой актерской физиономии. Единственное исключение - международный кунфу-драйвер Дакаскос, который, кстати, общей каши совершенно не испортил.
"Братство волка" (я все-таки решил называть фильм таким титулом, иначе половина поисковиков Интернета отиндексируют его не в ту сторону) относится к жанру "новой готики", появление которого так приятно удивило в конце прошлогоднего XX века ценителей историко-приключенческого кино. Когда в 1994 году Кеннет Брана решительно "ошекспирил" "Франкенштейна" это выглядело скорее как отдельная режиссерская удача, однако виртуозно нарисованная "Сонная Лощина" Тима Бартона в 1999 году была уже закономерно воспринята чуть ли не как манифест целого направления.
Бартон действительно нащупал верный путь возрождения некогда популярнейшего историко-приключенческого фильма. Повторение былых достижений ныне стало невозможно - ушли в прошлое и обжигающая харизма Жана Марэ, и безбашенная удаль Жерара Филипа. Аматерская шпага Бандераса-Зорро сверкнула совсем не так ярко, как бархатно-алый клинок Зорро-Делона - не это ли почувствовал приметливый Спилберг, не из-за того ли потерял интерес к "Маске Зорро" - которая в результате так и не стала ироничной пародией, а утопла в бурном потоке стандартных голливудских розовых соплей. Нужны были новые интонации, новый подход, новый герой, и Бартон все это слепил своими руками буквально из ничего.
"Новая готика" родилась окрашенной в темные цвета мракобесия, с хищным вкусом свежей крови на языке и комьями кладбищенской земли на ладонях. Она творилась в предельно (и запредельно) эстетской виртуозной работе художника-постановщика и оператора. Герой ее был истинным сыном Эпохи Просвещения, но в любой момент готов был перешагнуть через свой рационализм и вкусно окунуться в омут древней магии. В этом отношении "Братство волка" идет буквально след в след по пути, проложенном "Сонной Лощиной".
Сюжет фильма основан на легенде о чудовище, которое в 1764-1767 годах свирепствовало во французской провинции Живодан. Тогда погибли более сотни местных жителей - в основном, женщины и дети. Справиться со Зверем Живодана местные власти не могли, и король Людовик XVI послал в провинцию шевалье Грегуара де Фронсака - ученого, медика, военного, только что героически приехавшего из Канады. Де Фронсака (Ле Биен) сопровождает его кровный брат - ирокез Мани (Дакаскос). Прибыв на место, де Фронсак и Мани знакомятся (в порядке живой очереди) с местными погодными условиями, местными блюстителями закона, местной знатью, местными бандитами и местным публичным домом. Попутно Мани проводит несколько показательных выступлений, доказывая местным пассионариям превосходство индейского национального кунфу перед французской народной капоэйрой. Закончив рекогносцировку, исследователи вплотную берутся за поиски хищника и довольно быстро находят покусанные трупы, недоеденных очевидцев и прочие следы жизнедеятельности местной агрессивной фауны. Выяснив, что зверь оборудован полуметровыми шипами вдоль спины, де Фронсак авторитетно заявляет, на волка тварь не похожа, и закручивает стремительный роман с дочерью местного маркиза да Моранже...
Рассказывать весь фильм не буду - это было бы еще большим хамством с моей стороны. Кому стало интересно, пусть посмотрит сам. Я же вернусь к многочисленным достоинствам и пропорционально отмеренным недостаткам сего исторического полотна.
Агрессивный реализм фильма временами напоминает натуралистические находки "Королевы Марго" и "Добермана" - напоминает тем более, что не последнюю роль в "Братстве волка" играет и резко оконтуренный Винсент Кассель, который вовсе не отказался от приобретенных в "Добермане" полезных привычек - и даже приобрел ряд новых. Однако в этом фильме шокирующий натурализм так радостно сочетается с романтической приподнятостью, что картина получается парадоксально двойственной - вслед за героем, зритель никак не может понять, в каком мире все это происходит и где именно его дурят. В этом смысле просто изумительно читается волшебно снятая (кодунья Моника Белуччи просто изумительна в этой небольшой, но возбуждающе эротичной и жестокой роли) сцена магического жертвоприношения, которое привиделось де Фронсаку в зеркале его сна... Смещения реальностей, игра на грани возможного и невозможного, подчеркнутый рационализм де Фронсака и столь же подчеркнутое магическое мышление его кровного брата Мани - из этих нитей сложно соткана основа фильма. Горячее ощущение тайны, постоянное переступание за грань допустимого, сдержанная историчность и ее мгновенное опровержение - все это вновь и вновь напоминает зрителю, что в этом мире нет ничего правдивее красивой лжи.
И я был бы еще более доволен, если бы эта ложь была чуть более красивой и чуть менее знакомой. Неуместно отчетливые цитаты из "Графа Монте-Кристо" и "Тринадцатого война", некоторые никак не обоснованные сюжетные спотыкания персонажей, перегруженность действующими лицами, прямо вытекающая отсюда "подвешенность" некоторых эпизодов и, увы, не слишком аккуратные (местами) спецэффекты портили впечатление от фильма слишком часто, чтобы я мог беспрепятственно получать от него удовольствие. Но если читатель рецензии не будет ожидать от "Братства волка" Великих Кинооткровений, то два с лишним часа хорошо оплаченных удовольствий ему гарантированы.
Ибо "новая готика" - это прежде всего красиво.
Материал написан в 2 апреля 2001 года. Публикуется впервые.
|